Получение сельхозпроизводителями авансовых субсидий, а также целого ряда поддерживающих мер тормозится из-за регионов и уступает место новой повестке.
В начале этого года Минсельхоз изменил обычный порядок предоставления субсидий сельхозпроизводителям. Вместо получения средств господдержки после посевной в случае увеличения площади насаждений или объемов производства, министерство рекомендовало частично авансировать весенне-полевые работы, чтобы нивелировать рост стоимости средств производства. Однако утвержденное ведомством разрешение регионам частично выдавать субсидии авансом пока не дало действенного эффекта. Его реализация идет крайне медленными темпами, объем предоставляемых стимулирующих и компенсирующих субсидий крайне низкий, признали на профильном совещании. Несмотря на поручение министерства направить предусмотренные на поддержку отрасли 127 млрд рублей адресатам до 25 марта, к середине марта аграрии получили лишь 2,6% этой суммы, сообщил «Коммерсантъ». Причиной стала нерасторопность регионов в изменении местных законов. Только пять субъектов РФ инициировали процедуру изменений нормативной базы, позволяющих авансировать субсидии. Профильное ведомство уже анонсировало санкции к регионам-нарушителям — субъекты, которые до 1 июля доведут до аграриев менее 50% средств поддержки, могут лишиться части федеральных субсидий уже в этом году. Однако эксперты сходятся во мнении, что такое «наказание» ударит в первую очередь по самим аграриям. А те, в свою очередь, подчеркивают — даже получение авансовых субсидий не решает проблему «развалившихся» бюджетов на посевную из-за эскалирующего роста цен на семена, средства защиты растений, запчасти к технике и топливо и обрушенной логистики.
Главы отдельных профильных союзов уже заявили, что возможными последствиями сложившейся ситуации может стать срыв посевной в отдельных сельхозпроизводствах, либо проведение сева исходя из имеющихся финансовых возможностей и наличия агрохимии, что чревато сокращением посевных площадей. Участники и аналитики рынка согласны в том, что пока бремя удорожания легло на производителей, которым сейчас срочно нужно найти деньги, но далее распространится по всей товаропроводящей цепочке.
С введением в отношении России крупного пакета санкционных мер у сельхозпроизводителей появились проблемы и на других треках. Так, представители агрохолдингов отмечают, что импортная техника и запчасти, если и отгружаются, то за баснословные деньги и без гарантий поставок, меняются условия поставок и по предоплаченным заказам. Также есть сложности с законтрактованными импортными СЗР, некоторыми семенами. И это — несмотря на то, что крупнейшие сельскохозяйственные гиганты продолжают работать в России, вопреки давлению США и Европы, которые требуют от них разорвать экономические связи с Москвой. В частности, Cargill, Bayer AG и Archer Daniels Midland официально не прекращают продавать семена и обрабатывать урожай.
Сложившаяся ситуация с получением субсидий и реакция на него профильного ведомства далеко не уникальны. Так, и в 2021 году к середине мая из 132 млрд руб. средств господдержки до аграриев дошли только 19%, а в ряде регионов — менее 10%. И тогда Минсельхоз также заявлял, что готов в 2022 году на 30% сократить стимулирующие и компенсирующие субсидии на производство продукции растениеводства и животноводства тем регионам, которые к 1 июля 2021 года покажут низкое кассовое исполнение по этой строке бюджета. Так что очевидно, что возможные пути улучшения финансовой дисциплины в доведении мер поддержки стоит искать в других методах. Так, президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский полагает, что решением проблемы могло бы стать доведение средств до аграриев напрямую из федерального бюджета, минуя регионы. Кроме того, 17 марта РЗС обратился к правительству с предложением установить в 2022 году временный особый порядок ввоза в РФ семян и посадочного материала, удобрений и агрохимикатов, с завершением процедуры таможенного оформления таких партий «день в день», чтобы избежать серьезных рисков срыва проведения посевной кампании из-за чрезвычайно долгих и неопределенных сроков прохождения процедуры таможенного оформления на складах временного хранения ФТС России. Инициатива дополнила правила ввоза в Россию семенного и посадочного материала из иностранных государств, опубликованные Россельхознадзором в начале марта, в которых, в частности, указывалось, что «в связи с возникшими логистическими трудностями (…) ввоз в Россию посадочного материала осуществляется без проведения предотгрузочного контроля на основании результатов карантинного фитосанитарного контроля и лабораторной экспертизы при ввозе. Для осуществления ввоза посадочного материала необходимо предварительно подать заявку через модуль ФГИС «Аргус-Фито» с указанием объема продукции. С целью предотвращения скопления и простоя транспортных средств с семенным и посадочным материалом в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в случае проведения лабораторных исследований с продолжительными сроками исполнения допускается выпуск продукции на склад грузополучателя без права реализации до получения результатов экспертизы».
Однако в нынешней ситуации принятие и исполнение подобных мер носит, скорее, тактический характер. Грозящая России экономическая изоляция актуализирует проблему, о которой эксперты предупреждали еще несколько лет назад. Пришло время подойти к проблеме продовольственной безопасности в более широком контексте и рассматривать ее на глобальном уровне — с точки зрения независимости всей производственной цепочки агротоваров. Налаживание внутреннего производства «полного цикла» и восполнение стратегически важных лакун — то есть семенного материала, удобрений и химикатов в растениеводстве, инкубационного яйца в птицеводстве, генетических материалов в животноводстве — становится ключевым вопросом сегодняшней повестки.