Аграрии жалуются на дефицит дизельного топлива. В разгар уборочной кампании есть риски остановки техники, и, значит, урожай может быть недособран, а агробизнес понесет убытки. Минэнерго пообещало решить вопрос в течение двух недель. Хотя предпосылок к дефициту вроде бы нет: дизтоплива на внутреннем рынке должно быть даже больше, чем в прошлом году.
Вопрос о дефиците и росте цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ) стал одним из ключевых на последнем заседании оперштаба минсельхоза Представители нескольких южных регионов доложили о критической ситуации, сложившейся с обеспечением аграриев ГСМ в преддверии осенних полевых работ, многие вынуждены приобретать вместо чистого дизтоплива суррогат, что может негативно повлиять на работоспособность сельхозтехники. Представители минэнерго взяли срок в две недели, чтобы обеспечить доступность топлива и урегулирования цены на него в мелком опте.
В некоторых крупных агрохолдингах ситуация близка к критической: запасы дизтоплива есть, но минимальны. Риски остановки техники реальны, чего не наблюдалось раньше — перебои были кратковременными, рост цен небольшим.
В конце августа в минсельхозе оценивали ситуацию с доступностью топлива как «достаточно напряженную». Рост цен на нефтепродукты наблюдается в большинстве сельхозрегионов и в августе составил 13% к тому же периоду 2022 года. Ряд субъектов (включая Ставропольский и Краснодарский края, Крым) говорят о низких запасах топлива. Сейчас проблемных регионов еще больше, говорят участники рынка. Например, в Ростовской области при суточной потребности в 350 тонн в выходные отгружали только 27 тонн, в Саратовской — из 450 тонн аграрии получили только 60 тонн.
На бирже 4 сентября цена дизельного топлива (ДТ) в очередной раз обновила рекорд, достигнув отметки 68 278 руб. за тонну. Но объем продаж ДТ на бирже в августе и сентябре в этом году пока значительно выше, чем в прошлом. Поэтому если и можно говорить о дефиците топлива, из-за которого растут цены, то только о локальном, из-за проблем с логистикой. В минэнерго проблему видят в «сером» экспорте топлива, то есть в его перепродаже за границу посредниками, после покупки у крупных компаний на российском рынке.
Причем за эти объемы топлива нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) уже получили выплаты из бюджета по демпферу, компенсирующему часть разницы внутренних и экспортных цен. Фактически в минэнерго считают, что механизм сглаживания колебаний цен на внутреннем рынке стал использоваться спекулянтами, экспортирующими нефтепродукты для получения сверхприбылей. В качестве механизмов пресечения подобной деятельности в ведомстве рассматриваются разные возможности, от ограничений на экспорт топлива до лицензирования вывоза нефтепродуктов за границу.
В экспортном сообществе с официальной точкой зрения не согласны. Статистика закрыта, но, по косвенным данным, российский экспорт нефтепродуктов пока не показывает масштабного роста. В прошлые годы на экспорт уходило около 50%, а иногда и более, от объемов производства ДТ в России. Основными потребителями были страны Европы, куда сейчас поставки не идут. Заместить потерю такого огромного рынка очень сложно, особенно учитывая, что в страны СНГ и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) отправляется в основном бензин.
Источник rg.ru